«Здоровье и организация учебного процесса школьника»
Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса, в том числе по программам дополнительного образования во внеурочное время.
Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.
Нарушение режима дня в части правильного распределения времени для учебы, занятий по интересам, питания, отдыха и сна могут нанести существенный вред здоровью ребенка.
При утреннем подъеме в 7:00 часов целесообразно ложиться спать не позднее 22:00 часов. Оптимальная продолжительность сна ребенка в зависимости от возраста должна составлять 9-11 часов.
После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности перед выполнением домашних заданий, реализации дополнительных образовательных программ организуется отдых ребенка длительностью не менее 2 часов.
Также нужно помнить, что ребенок должен питаться через каждые 3-4 часа. Оптимальным вариантом является горячее питание, которое благоприятно влияет на физическое развитие, а также обеспечивает длительную работоспособность.
Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков различные по сложности предметы в течение дня и недели должны чередоваться:
— для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;
— для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для удовлетворения биологической потребности в движении не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. Моторная плотность занятий физической культурой
должна составлять не менее 70 %. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом. В учебные планы можно включать такие предметы двигательно¬активного характера, как хореография, ритмика, современные и бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры.
Необходимо помнить, что спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Степень участия каждого школьника в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях зависит от установленной у него группы здоровья (основная, подготовительная, специальная). Категорию группы здоровья определяет врач с учетом состояния здоровья ребенка, оценка которого проводится по результатам медицинских осмотров обучающихся, проводимых в общеобразовательных учреждениях в установленном законом порядке, а также на основании медицинских справок о здоровье школьника после перенесенных заболеваний.
Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки. Обучающиеся, перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающиеся должны допускаться только с разрешения медицинского работника.
Помните, соблюдение данных требований и рекомендаций является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка.